Нет наверное, человека в нашей стране, который не знает о супер грузовиках БелАЗ из Беларуси. И нет пожалуй того, кто ни разу не восхитился бы мощью и размерами этих стальных гигантов. За многие годы своей преданной службы на благо людей эти героические труженики, в буквальном смысле, сдвинули горы. И они заслужили того, чтобы мы сегодня вспомнили историю создания этих прекрасных машин.

После Великой отечественной войны, перед советским государством остро встала задача восстановления разрушенных городов и возобновления работы предприятий на территориях, бывших под окупацией. Масштаб работы был огромным, стране остро были необходимы грузовые автомобили, и в очень большом количестве.

С целью наладить выпуск таких машин руководство советской Белоруссии распорядилось, в 11 сентября 1946, начать проектирование и строительство нового автозавода в городе Жолдино.

Эксперементальный довоенный грузовик повышенной грузоподъемности (12 тонн) ЯГ 12, 1932 год

К тому времени, требования к специализации крупной автотехники и её грузоподъемности, по сравнению с довоенными годами, уже усложнились. Для разных отраслей требовались машины разного класса. Так как для послевоенной Белоруссии важной была задача осушения богатых торфом болот, то логичным было решение о первоначальной специализации жолдинского завода как производителя торфяных машин.

К моменту, когда завод был достроен — в 1951 году, перед ним были поставлены дополнительные задачи — кроме выпуска техники для осушения болот еще и производство дорожных машин. В связи с чем жолдинский завод торфяного машиностроения преоброзовывается в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш».

Поливомоечная машина Д-298, на шасси ЗиС-150) (завод «Дормаш», 1951 г)

Первенцем будущего питомника карьерных гигантов стала поливомоечная машина Д-298, на шасси ЗиС-150, а позже ЗиЛ-164, грузоподъемностью четыре тонны. Д-298, вместе с прочими образцами техники для дорожно-коммунального хозяйства — кусторезами, прицепными дорожными катками, снегоочистителями, снегопогрузчиками — стал продукцией завода в первое десятилетие его работы.

Параллельно с этим, с 1947 года на Ярославском автомобильном заводе (ЯАЗ), а за тем на Минском автозаводе (МАЗ) разрабатывался и внедрялся в производство грузовой автомобиль большой грузоподъёмности 25-тонный МАЗ-525 (первоначально ЯАЗ-225).

МАЗ-525 — советский грузовой автомобиль повышенной грузоподъёмности

Ситуация конца 50-х годов в народном хозяйстве СССР была уже другой, по сравнению с послевоенным периодом. Во-первых, завершился послевоенный восстановительный этап. Во-вторых, реализация очередных пятилетних и семилетних директив партии, обозначивших контуры новых горизонтов развития страны, предполагала насыщение соответствующих отраслей техникой высокой грузоподъемности.

Видимо этим объясняется то, что под выпуск белорусского двадцатипятитонника было решено выделить целый жодинский автозавод, свернув на нём производство коммунальной техники. Произошло это в 1958 году. Одновременно поменялось и название завода — теперь это был Белорусский автомобильный завод (БелАЗ).

Несмотря на то, что в 1958 году завод в Жолдино получил название БелАЗ, вплоть до 1965 года грузовики МАЗ-525 и МАЗ-530 (сорокотонный) выпускались на БелАЗе именно под маркой Минского автозавода.

МАЗ-530, масштабная модель

В 1961 году разразабатывается и создается опытный образец первого грузовика под собственной маркой Белорусского автозавода — БелАЗ-540. Здесь создатели концепта следовали новейшей мировой практике создания карьерных самосвалов особой компоновки, отличавшихся от классических самосвалов наличием одноместной кабины, сдвинутой влево, большим моторным отсеком в правой части и более рациональным кузовом ковшового типа.

Это оригинальное решение компоновки кабины и кузова, за тем на многие десятилетия стало характерной узнаваемой чертой внешнего облика грузовиков БелАЗа. Оно диктовалось необходимостью увеличения мощности двигателя и придания машине компактных габаритов для работы в стесненных условиях карьеров.

Серийное производство карьерного самосвала началось в 1965 году, а уже с 1967 выпускается его улучшенная версия БелАЗ-540А.

Эксперементальный БелАЗ-540 вошел в историю тем, что участвовал в создании фильма «Королева бензоколонки» (1962 г)

Самосвал БелАЗ-540А, имеющий грузоподъемность 27 тонн и его 40-тонная «утяжелённая» версия БелАЗ-548, явились успехом советской автомобильной промышленности. Грузовики были востребованы как внутри Союза, так и покупались за границей. Их производство продолжалось 20 лет, пока им на смену в 1985 году не пришла более «продвинутая» модель — БелАЗ-7522.

Процесс наращивания мощности и грузоподъемности продолжал набирать обороты. Откликаясь на запросы предприятий горно-добывающей отрасли, специалисты Белорусского автозавода в 1968 году начали проектирование сверхтяжелого карьерного самосвала БелАЗ-549, грузоподъемностью 75 тонн.

Запуск суперсамосвала в серию задержался необходимостью возведения новых мощностей для производства грузовиков сверхтяжелого типа. Но с их введением в эксплуатацию в 1976 и 1977 гг началось почти одновременное внедрение в производство БелАЗа-549 и 110-тонного БелАЗ-7519.

А в 1979 году настала очередь и для карьерного супергиганта — 180-тонного БелАЗ-7521. Его внедрение в производство было приурочено к 35-й годовщине освобождения города-героя Минска от немецко-фашистских захватчиков.

Апогеем процесса наращивания размеров и грузоподъемности грузовиков БелАЗ на том этапе стал 280-тонный монстр БелАЗ-75501. Он был создан по заказу советского правительства в 1990 году. До 2000 года планировать выпустить 75 таких машин. К сожалению, распад страны и последовавший затем экономический спад не позволили этой программе реализоваться.

К середине 80-х годов завод достиг показателей, которые вряд ли удастся когда нибудь повторить — предприятие выпускало порядка 6000 единиц тяжелой карьерной и грузовой техники в год, что равнялось примерно половине их общемирового производства.

БелАЗ-75501 грузоподъемностью 280 тон — крупнейшая для своего времени грузовая машина в мире

При этом на заводе продолжался выпуск и самосвалов меньшего класса: например, уже упоминавшихся БелАЗ-7522, имевший грузоподъемность 30 тонн.

Кроме самосвалов на БелАЗе выпускались так же тягачи (огромный тяжелый тягач БелАЗ-53; производился с 1968 года), аэродромные тягачи для буксировки летательных аппаратов общей массой в 100 (БелАЗ-6411) и 200 (БелАЗ-7421) тонн. Производилась на БелАЗе так же тягачи и для нужд советской армии.

Кризис 90-х годов конечно сильно повлиял на количество выпускаемых машин и отложил реализацию или заставил вовсе отказаться от некоторых проектов. Как, например, от того же БелАЗ-75501.

Аэродромный тягач БелАЗ-7421 транспортирует 100-тонный космический корабль «Буран»

Однако, завод не умер. Более того, по некоторым показателям он сумел наверстать или даже превзойти доперестроечные достижения.

К примеру, в 2013 году Белорусский автомобильный завод представил самый большой в мире самосвал «БелАЗ-75710». Грузоподъёмность транспортного средства составляет 450 тонн. Общая масса нового большегруза — 810 тонн, максимальная скорость — 64 километра в час. Автомобиль оснащён двумя дизельными двигателями. Шины для него были изготовлены по спецзаказу фирмой Bridgestone.

Абсолютный рекордсмен в линейке моделей БелАЗа и самый большой в мире грузовой автомобиль — БелАЗ-75710

Основой БелАЗа в классе сверхтяжелых карьерных самосвалов является выпускаемый с 2005 года БелАЗ-75600. Его грузоподъемность — 320 тонн. Эти машины настолько велики, что даже их сборка ведется не на самом заводе, а на территории того карьера, для работы на котором каждый конкретный супергрузовик создавался.

Потребность в подобных машинах объясняется стремлением повысить рентабельность разработки карьеров в условиях участившихся кризисов. Один из способов достижения этого является увеличение размеров применяемых машин.

320-тонный гигант БелАЗ-75600 и 30-тонный «крошка» БелАЗ-7540 на его фоне

Естественно, что завод БелАЗ не ограничивает своё производство одними суперсверхгигантами. В Жолдино продолжают выпускаться современные, более совершенные, версии 40-тонников (БелАЗ-7547), которые являются самой массовой моделью завода; а так же 90-тонников (БелАЗ-75581) и 130-тонников (БелАЗ-75131). А с 2018 года освоенн новый класс грузоподъемности: 290-тонный БелАЗ-75320, а так же выпускается 55-тонный БелАЗ-7555.

Развиваются и взятые в прежние годы направления — тягачи, включая аэродромные тягачи, военная техника. Появились в линейке БелАЗа и новые направления, как например, фронтальные погрузчики БелАЗ тяжелого класса.

Фронтальный погрузчик БелАЗ-7822

Кроме этого современный БелАЗ это еще и объект для туризма! В 2019 году завод встретил 100-тысячного туриста в рамках проекта промышленного туризма. А в 2020 году компания признана лучшим туристическим проектом Беларуси по итогам XVIII Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь».

Всё это внушает уверенность в будущем БелАЗа и пробуждает желание узнать — сможет ли еще чем то нас удивить славный создатель автомобильных гигантов?

likeheartlaughterwowsadangry
0

от admin

5 комментариев к «ИСТОРИЯ ГРУЗОВИКОВ БЕЛАЗ»
  1. Порекомендовала Вашу статью мужу, так как он интересуется автомобилями, ему очень понравилось. Спасибо за статью.

  2. Белазы настоящие монстры! Хотя в них также можно разглядеть своеобразную красоту

  3. Прочитала статью, стало интересно. Показала мужу, он большой любитель такой информации. Ему тоже ооочень понравилась статья. Интересно и познавательно. Такая махина!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *